Адельфи

В 1767 году братья открывают в Лондоне проектную фирму, названную ими «Адельфи» (лат., англ. «Adelphi» от греч. «Adelphoe» - «Братья»). В 1768-1772 годах братья Адам спроектировали и выстроили в Лондоне целый район, также названный «Адельфи», что подчеркивало их приверженность идеям классицизма. Район включал несколько улиц и домов, спланированный как единый ансамбль, решенный в классицистическом стиле. Позднее он был перестроен.

Мастера фирмы «Адельфи» проектировали оформление интерьеров, изготавливали мебель в «этрусском» и «помпеянском» стилях под влиянием сенсационных открытий в Геркулануме и Помпеях. Роберт Адам именовал свой стиль «этрусским», утверждая, что основным источником вдохновения были для него этрусские, как их тогда называли, чернофигурные и краснофигурные древнегреческие вазы. Для мастеров фирмы «Адельфи» и «стиля Адам» характерны тонкий лепной декор, круглые и овальные медальоны, росписи гризайлью, фризообразные орнаменты, изысканные гротески, построенные «лучами», радиально или «канделябром», камины с «античными» рельефами. С 1777 года Роберт Адам разрабатывает и выпускает в Лондоне сборники орнаментальных гравюр и эскизов мебели с «помпеянскими» мотивами. «В истории английского искусства утонченные произведения, созданные мастерами «Адельфи», относят к позднегеоргианскому стилю».

Совершенно неожиданно амбиции братьев Адам потерпели фиаско. В 1768 году семья Адам взяла в аренду на девяносто девять лет часть земли на северной стороне реки Темзы, в самом центре неподалеку от Вестминстера. Их нескрываемой целью, как передают современники, было отвоевать болотистый ландшафт, для того чтобы «…воздвигнуть дворцы на безобидной кучи грязи…». «Чтобы быть более точными, они стремились построить двадцать четыре особняка первого класса, каждый из которых рассматривался бы как оригинальная модная отдельная унифицированная архитектурная композиция, то, что в последствии получило название знаменитой террасы Адельфи, что по-гречески означает терраса братьев, то есть Адам».

Результатом, конечно, стал визуальный успех террасы Адельфи. Как позднее утверждали сами братья, дома были «заметно прочнее, устойчивее и имели самое элегантное и полное завершение по сравнению с общим стилем лондонских домов того времени». Тем не менее, финансирование вскоре стало недостаточным. Братья Адам ожидали, что правительство поможет им в осуществлении проекта. Однако в эти годы отношения братьев Адам с правительством были не на столь высоком уровне как при графе Бьюта. В результате три тысячи рабочих в срочном порядке были уволены, а критики, поглощенные завистью к, казалось бы, непрекращающемуся возвышению братьев Адам, выстраивались в очередь, чтобы лицезреть недостроенную террасу. Знакомые братьев Адам с сочувствием отнеслись к происходящему. Шотландский философ Дэвид Хьюм писал бывшему однокласснику Роберта Адама Адаму Смиту, что «лично мне проект Адельфи всегда казался таким дерзким, что я удивляюсь, как они вообще могли продержаться так долго».

Братья предпринимали лихорадочные попытки по спасению «Адельфи». Друзей семьи убеждали поддержать проект публичными действиями. Таким образом, Дэвид Гарик, как и сам Роберт Адам, заселился в доме на террасе Адельфи. В это же время Джозайя Веджвуд (1730-1795), знаменитый керамист, основатель фирмы "Этрурия", расположил выставочный зал для своей продукции в одном из зданий на террасе "Адельфи". В конце концов, в 1774 году была разработана публичная лотерея, как единственный верный способ спасения личных достижений братьев Адам. Лотерея действительно предотвратила банкротство, тем не менее, возведение террасы «Адельфи» осталось финансовой катастрофой.

Братьев Адам не остановили трудности, связанные с застройкой террасы «Адельфи». В 1773 году Роберт и Джеймс публикуют работу «Архитектурные творения Роберта и Джеймса Адама» (1773-1779), фактически явную саморекламу, текст которой был в духе шедевра Стюарта и Реветта, но иллюстрации которого поражали своей новизной. Издание «Архитектурных творений Роберта и Джеймса Адама» имело огромное значение для проектирования среднестатистических архитектурных сооружений, типовых домов. Благодаря братьям Адам, даже типовая архитектура стала более элегантной и интересной. Одним из ведущих принципов Роберта Адама, относящихся к дизайну, является концепция движения. Главным достижением мастера был синтез новых и старых архитектурных подходов, которые могли быть применены ко всем видам зданий и объектов. Его декоративный стиль, намеченный в «Архитектурных творениях Роберта и Джеймса Адама» и хорошо прослеживаемый в создаваемых им зданиях, был неоспоримо смелым и революционным. Он широко использовал недавно опубликованные материалы, посвященные археологическим открытиям в Греции и в Риме, применяя не академический, а личностный подход, для того, чтобы радикально преобразить декоративный вкус современности.

Через шесть лет после возвращения в Лондон из Италии, в 1764 году, Адам и сам выпустил большой том под названием «Развалины дворца императора Диоклетиана», итог совершенного им путешествия в Спалато (Сплит). Это издание утвердило его репутацию ученого антиквария. Действительно, вряд ли нашелся бы в то время в Англии архитектор, лучше него осведомленный в вопросах древнеримской архитектуры и декорации. Жадно усваивая античные формы карнизов, фризов, фигур, барельефов, ваз, алтарей, в каком бы виде он их не встретил – в оригинале, в зарисовке, в гравюре, - он накопил огромный арсенал средств, которые и пустил в ход, когда вместе с братом Джеймсом развернул широкую строительную деятельность.

Архитектура зданий, построенных Адамом, по своим пропорциям и очертаниям была палладианской, однако такая черта палладианства, как весомость архитектурных форм, отталкивала его. Массивные антаблементы, тяжелые кессонированные потолки, архитектурные обрамления дверных и оконных проемов он стремился заменить прекрасным разнообразием членений, изящно вылепленных в духе античности.

Одной из первых построек Адама в Англии были стена, ограды и ворота Адмиралтейства в Лондоне (1760). А начал он опять с интерьеров. В них ярче всего проявились особенности стиля Роберта Адама. В новопалладианском стиле он оформляет Хетчлэнд в Суррэ (1758-1761) и Шардело в Букенгемшире (1759-1761). В 1761 году следует большое число заказов Харенвуд (Йоркшир), Крум-корт (Форчествершир), Кедлстон-холл (Дербешир), Бувуд (Вилтшир), Остерли-парк (Миддлсекс).

Рационализм, облеченный в формы греческой античности, определял сущность творческого метода Адама. Внешности таких зданий должна была быть свойственна благородная простота памятников, созданных демократической Грецией. Для боковых фасадов дворцов, а также для лицевых фасадов буржуазных домов характерны большие широкие окна с веерообразными тимпанами наличников, встречающихся постоянно и над дверями. Любимая схема плана для резиденций магнатов у Адама напоминала форму букв «Н» и «В». В центре помещался круглый или овальный зал, из которого открывались двери в две параллельные анфилады комнат. К ним иногда примыкал для удобства коридор, в который комнаты имели выход.

Роберт Адам, хотя и не раз подчеркивал, что точно следует греческим образцам, в то же время находил возможным вносить изменения в пропорции колонн и прочих элементов. Он считал себя, например, изобретателем особого «британского ордера» - колонн с капителями в виде львов и единорогов. В зависимости от назначения здания, менялся и характер архитектурного оформления. При постройке замков, например, Латтон-хауз в Беркшире для премьер-министра лорда Бьюта (1767) или городских дворцов знати, то Адам не отказывался от массивности и величественности. Это выражалось в применении коринфских колонн, куполов, ротонд с венком колонн внутри и так далее. (Илл. 3). В дворцовом строительстве Адам не порывал столь резко с палладианством, как при постройке городских буржуазных особняков, загородных вилл, небольших усадеб джентри. В очень простых и строгих классицистических формах выдержано здание нового университета в Эдинбурге, построенное в 1789-1791 годах.

Еще раз необходимо отметить, что большинство работ братья делали совместно. Одной из их специализаций являлось объединение рядов домов по сторонам улиц и площадей единообразными фасадами: таковы постройки в Лондоне на Портленд-плейс (1770), а также уже упомянутая улица, выстроенная на поднятом ими же берегу Темзы, так называемая Терраса Адельфи на Фитцрой-сквере. Для их построек характерны простота и смелость в соотношении архитектурных частей и некоторая мелочность в декорировании интерьеров зданий. В Лондоне по чертежам Роберта Адама построены Лансдаун-хаус (начатый в 1766 году); дом Уоткин-Уинн (1772) на С. Джемс-сквере; дом лорда Дерби на Гровнор-сквере (1773); дом «Клуба Уайта» (1776) на С. Джемс-сквере; Дрюри-Лейнский театр (1776). Назовем еще старое здание Государственного Архива (1771) и церковь в Мистли в графстве Эссекс (1776).
Около 1770 года Роберт Адам выстроил мост через реку Эвон, а в 1777 и 1782 годах набросал планы дальнейшего расширения города. Осуществление этого проекта производилось уже другими архитекторами.
После публикации в 1773 году архитектурных проектов Роберта и его братьев их влияние быстро распространяется и в Англии, и за ее пределами. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре. Сильно эллинизированный стиль братьев Адам нашел свое продолжение в так называемом "греческом возрождении", начало которого относится к концу XVIII века. Это направление недостаточно творчески оригинальное и в большой степени эклектичное. Своего полного развития "греческое возрождение", достигло в архитектуре первых десятилетий XIX века. Роберт Адам скончался 3 марта 1792 года в Лондоне.

Адам пишет в своей работе «Архитектурные творения Роберта и Джеймса Адама»: «Массивный антаблемент, тяжеловесный потолок, почти единственные виды орнамента известные в стране до появления прекрасного разнообразия изысканно оформленной легкой стукковой лепнины правильно расположенной…». Стиль Роберта Адама оказал огромное влияние на развитие архитектуры не только XVIII века, но и двух последующих столетий. Вплоть до окончания Войны за Независимость в 1783 году Америка почти полностью заимствовала английские образцы: архитектурные, интерьерные, мебельные. Вскоре после публикации работа братьев Адам «Архитектурные творения Роберта и Джеймса Адама» стала важным элементом американской культуры. Уже в 1775 году Джордж Вашингтон включил элементы в стиле Адам в оформление новой столовой в его доме в Виржинии. «К 1790 году все западное побережье Америки практически помешалось на стиле "Адам" более известного в Соединенных Штатах как Федеральный стиль», - пишет Стивен Париссен. Одним из первых американских домов, полностью спроектированным под влиянием стиля "Адам", был Вудлендс в Филадельфии, построенный в 1787-1789 годах по проекту его владельца Уильяма Гамильтона. Самый известный последователь идей братьев Адам в Америке был архитектор Чарльз Булфинч. Даже двадцать лет спустя после смерти Роберта Адама, когда его стиль считался давно вышедшем из моды в Англии, в Америке дома продолжали строиться в этом грациозном и красивом стиле.

Братья Адам были не единственными крупными архитекторами, работающими в Англии в 1760-1770-х годах. Тем не менее, Роберт Адам остается самым влиятельным и известным архитекторам своего времени, факт который признавали даже его соперники. Один из самых значительных конкурентов Роберта Адама был Уильям Чэмберс (1723-1796). Не смотря на его несомненный успех, ему никогда не удавалось конкурировать с популярностью проектов Роберта Адама. Другим соперником Роберта Адама был молодой и талантливый архитектор Джеймс Уайт (1746-1813).

«Век Адама» или «Век элегантности» был действительно эпохой великих людей. Это было время великих изобретателей и предпринимателей: замечательного эрудита Бенджамина Франклина в Америке и энергичного предпринимателя Мэтью Бултона (1728-1809). В Англии искусства процветали в руках драматурга – политика Ричарда Бринсли Шеридана (1751-1816), композитора Томаса Арне (1710-1778), всемирно известных художников Джошуа Рейнолдса (1723-1792) и Томаса Гейнсборо (1727-1778), а также легендарных актеров, таких как Дэвид Гарик (1717-1779). Можно особенно отметить трех человек доминирующих профессий того времени: это архитектор Роберт Адам, мастер керамики Джозайя Веджвуд (1730-1795) и краснодеревщик Томас Чиппендейл (1718-1779). Все трое считаются самыми известными представителями в своем ремесле. Также это было время великих женщин: художницы Анжелики Кауфман (1741-1807), Элеонор Коад и Хестер Бейтмен.

 
След. »
Copyright 2024 AdamStile.