Для увеличения прочности пола в тело стяжки замуровывают металлическую сетку, позволяющую избежать появления трещин. Подробнее...
Перед укладкой ламината стоит подготовить пол. Наилучшим вариантом будет устройство стяжки. Прежде всего нужно определить нулевой уровень — отправную точку для проведения последующих работ. Подробнее...
Песок (песчаный грунт) — это сыпучий, природный материал, который образуется путем разрушения горных пород под воздействием окружающей среды. Подробнее...
Становление стиля "Адам"Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. Однако позднее появляется тенденция к поверхностному, шаблонному подражанию античным образцам, уводящая от благородной простоты и строгости в сторону холодной рассудительности. В классицистическом интерьере снова возрождается – хотя и не в ярко выраженной форме – принцип архитектонического решения стен и потолков; строгие обрамления членят плоскости на ряд автономных частей, некоторые из которых несут на себе в качестве акцента резную розетку, рельефный медальон или виньетку. «Интерьер 1770-х годов носит подчеркнуто женственный характер; в нем доминируют нежные цвета, слегка принужденная элегантность и легкий привкус слащавости в декоративном убранстве», - утверждает Дьюпа Кес, венгерский историк мебели. Убранство древнегреческого дома практически не дошло до нас. Определенное представление о греческой архитектуре постепенно формировалось в Европе с середины XVIII века благодаря таким изданиям как «Развалины Пальмиры» (1753) и «Развалины Баальбека» (1757) Роберта Вуда, «Древности Афин» Стюарта и Реветта (с 1762). "Творцы же интерьера были вынуждены основывать свое представление о классическом стиле лишь на случайных свидетельствах", - пишет Чарльз Мак-Коркодейл. Начиная со второй половины XVIII века, новым источником вдохновения стали раскопки Геркуланума и Помпей. Жилая, домашняя архитектура древности теперь виделась одновременно и через призму трактатов Альберти или Андреа Палладио, и непосредственно представала в своих подлинных фрагментах. Создавая жилую архитектуру Нового времени, Палладио переработал композицию древнеримских терм и храмов, но эта переработка не имела ничего общего с самими домами и дворцами древнего мира. Однако выработанные им принципы сохраняли свое влияние в проектировании интерьера – в Англии до самого наступления эпохи неоклассицизма. Английское палладианство уже оперировало в интерьере строгими архитектурными средствами – применяя колонны, фронтоны, апеллируя к классической норме, и поэтому ко времени появления первых интерьеров Роберта Адама английскую публику уже можно было назвать классически мыслящей. Адама признан одним из лучших декораторов всех времен и народов. Он создал совершенно особенный стиль, сложившийся из многих составляющих. Его можно было бы назвать романтическим с тем же успехом, что и неоклассическим, если бы не его необыкновенная строгость. Наряду с античностью в Италии Адам изучал творчество Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо, Джованни да Удине, Доменикино и Альгарди. Однако его собственному творчеству недоставало стихийной мощи этих мастеров. Заимствованные им из разных источников мотивы всегда оказывались уместны в создаваемом им интерьере. «Развалины Пальмиры» Вуда послужили ему образцом в оформлении потолка столовой в Остерли-парке. Фриз колонны Траяна дает о себе знать в декоре галереи в Крум-корте. Мозаика из Ости – в рисунке пола в Сайон-хаузе, а трофеи Августа послужили образцом для трофеев в прихожей Сайона. В Остерли сохранился наиболее яркий (кроме Хьюм-хауза на площади Портмен-сквер) образец стиля, который сам Адам именовал «этрусским». В «Архитектурных творениях Роберта и Джеймса Адама» авторы стараются представить этот стиль как свое совершенно оригинальное изобретение: «…ни на вилле Адриана, где столько отдано внимания изяществу и разнообразию декора, ни в одном уголке Геркуланума или Помпей нельзя найти помещений в том стиле, в каком работаем мы». Источником этого стиля. Как мы писали выше, послужила, скорее всего вазопись чернофигурного и краснофигурного стиля. Греческие вазы тогда считались этрусскими и служили приманкой для всякого коллекционера. Еще один интерьер в «этрусском» стиле – гардеробная леди Дерби в Дерби-хаузе на площади Гровнер-сквер в Лондоне (разрушен в 1862 году). Это сравнительно небольшое здание отличалось разнообразием помещений по форме и декору. Его так называемая Третья гостиная со сводом, прототипом для которой послужила лоджия виллы Мадама в Риме Рафаэля Санти (начата в 1516), в свою очередь предвосхитила некоторые архитектурные решения Джона Соуна. В период художественного лидерства Адама (1759-1775) в Англии почти не строилось новых вилл и загородных домов. Зато его талант декоратора полностью проявился в модернизации оформления уже существующих интерьеров. В 1760-х годах он создал «готические» интерьеры в замке Эник-касл для герцога Нортамберлендского. Интерьеры собственного поместья Калин-касл в Эршире, построенного в виде средневекового замка, он выполнил в строгом классическом стиле (1775-1790). «К 1780-м годам чувство новизны его стиля уже несколько притупилось, и его стали критиковать как раз за те качества, которые Чеймберс, говоря о нем, называл «филигранной игрушенностью» - пишет историк Мак-Коркодейл. Этот этап подготовил почву для исканий Генри Холланда (1745-1806) и Джеймса Уайта (1746-1813), творчество которых пришлось на период перехода от неоклассицизма к раннему романтизму. Внутренняя планировка зданий, построенных Адамом, отличается большой рациональностью и удобством. Комнаты расположены либо параллельными сообщающимися анфиладами, либо выходят в примыкающий к анфиладе коридор. Залы отличаются друг от друга не только размерами, но и формой. Наряду с прямоугольными часто встречаются овальные и круглые помещения. Вместо тяжеловесной лепнины палладианских интерьеров применяются легкие лепные стукковые, часто золоченые рельефы, которые эффектно выделяются на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения комнаты, или изящными виньетками украшают потолки. Вообще орнаменту Адам уделяет особое внимание. Широкое распространение получают также маленькие картинки-медальоны и рельефы на мифологические сюжеты, органично включенные в декоративное оформление. Интерьеры Адама создают богатое и разнообразное впечатление. Вместе с тем Адам стремится достичь полной законченности и гармонии во всем ансамбле декорировки. Лепнина потолка и стен, росписи, рисунок ковров и мебели, даже посуды, - все подчиняется единому замыслу. «Впервые как вид украшения интерьера стала применяться керамика, ее стиль и цветовая гамма полностью соответствовали фешенебельным комнатам в стиле Адам». Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Адам решал внешний облик здания. Современники нашли в нем мастера, сумевшего воплотить их представления о комфорте и целесообразности, явившихся столь специфической чертой английской архитектуры. Братья Адам были не только архитекторами, но и орнаментистами, по рисункам которых работали слесари, чеканщики, мебельщики и главное - штукатуры (преимущественно приезжие итальянцы). Своды, плафоны, стены покрывались рельефными растительными орнаментами и гротесками - белыми на голубом, бледно-оливковом, зеленом, сиреневом, розовом фонах. (Илл. 4). Стиль Адам здесь гармоничен со стилем произведений фабрики "Этрурия" Веджвуда. Камины делались из разноцветных мраморов. Резьба по дереву, широко применяемая прежде в отделке зданий, совсем исчезает. Особенно известен внутренним убранством в этом новом стиле замок Кедлстон. «Из других работ в усадьбах знати Роберта Адама важнейшие Уитхем в Сомерсетшире (проект 1776 года), Комптон в Уорикшире (проект работ в 1776 году) и одна из последних работ - Госсфорд-хауз в графстве Ист-Лотиан, в Шотландии». Наряду с работами в замках земельных магнатов, братья Адамы и их ученики брали подряды на оформление лондонских буржуазных особняков, квартир и других помещений, сдававшихся в аренду состоятельным частным лицам и различным учреждениям. Все, за что Роберт Адам брался, он подстраивал под свой стиль. Тяжеловесные палладианские мотивы предыдущих сорока лет уходят в прошлое, заменяются более изящными. В тоже время недавняя мишура стиля рококо, (мода, заимствованная из Франции, которая привлекала многих модных клиентов в 1740-1750-х годах), была вытеснена из интерьеров и ее место заняли более простые и открытые архитектурные формы. Французское новшество, освоенное Адамом в оформление интерьеров скромных загородных домов, заключалось во введении в планировку комнат разных форм и размеров. Адам дополняет оформление интерьеров ренессансными деталями, заимствованными у талантливых итальянских архитекторов XVI-XVII веков. Это был английский стиль, который сочетал в себе влияние итальянских, голландских и французских традиций. Все архитектурные детали интерьеров Роберта Адама подчинены единому замыслу. Даже крупные предметы мебели были включены в общий ансамбль, они становятся неотъемлемой частью архитектурной планировки стены также, как двери и окна. |
« Пред. |
---|
Неоклассицизм
Становление стиля |
Неоклассицизм |
Роберт и Джеймс Адам |
Адельфи |
Интерьер и декоративное искусство
Становление стиля "Адам" |
Лепные украшения |
Декоративное оформление |
Дизайн каминов |
Цветовая гамма |
Интерьеры Адама |
Сайон–хауз |
Кедлстон-холл |
Хэрвуд-хауз |
Салтрем-хауз |
Остерли-парк
Венецианские окна |
Дизайн столовой |
Дизайн гостинной |
Гобеленовая комната |
Парадная спальня |
Этнорусская комната |
Мебель братьев Адам
Мебель в неоклассицизме |
Мебель фирмы «Адельфи» |
Росписи на мебели |
Мягкая мебель |
Стенная мебель |
Стили мебели |