Лепные украшения
Новым изысканным вкусам отвечали лепнина потолков и стен, украшения каминов. Лепные украшения становятся более простыми и не такими объемными, как раньше. Сложность лепных украшений и их оформление напрямую зависели от размеров и назначения комнат, для которых они создавались. Гостиные, находившиеся в основном на первом или втором этажах, имели замысловато отделанные карнизы и богато украшенные дверные проемы. В комнатах верхних этажей отсутствовали лепные украшения, обычно ими украшались плинтуса и карнизы. Чем проще было предназначение той или иной комнаты, тем скромнее она была украшена. Но необходимо отметить, что слишком большие и сложные лепные украшения выглядели бы смешными и неуместными в маленьких скромных комнатах. То, что органично смотрится в больших особняках, могло быть абсолютно неподходящим в буржуазных домах.
Соблюдение пропорций оставалось ключевым моментом в создании органичного интерьера времени Адама, независимо от того насколько простым и скромным был дом. «Многие мастера той эпохи, в том числе и Роберт Адам, создавали книги с чертежами проектов, показывающих как добиться идеальных размеров комнат, нужных пропорций стен, чтобы ими руководствовались строители и декораторы».
С 1770 года многие авторы этих книг начали спорить по поводу того, на сколько заслуживают признания новые утонченные лепные украшения неоклассицизма, введенные Робертом Адамом, Джеймсом Стюартом и их последователями. Неоклассические лепные украшения были задуманы для того, чтобы дополнить и даже заменить традиционные палладианские формы. В то время как римские лепные украшения раннего палладианского периода были довольно мощными, новые греческие рельефы, взятые за образец неоклассицизмом, не отличались такой выпуклостью форм и имели более плоский профиль. В то время как палладианские лепные украшения в поперечном разрезе представляли собой четкий круг, разделенный на части, греческий эквивалент представлял лишь более плоский сегмент круга.
Вопрос о преимуществе греческих или римских лепных украшений впервые был освещен на страницах издания братьев Адам «Архитектурные творения Роберта и Джеймса Адама». «Лепные украшения в постройках Древнего Рима имеют более изогнутые линии, чем древние памятники Греции. Мы всегда отдавали предпочтение последним и даже думали, что целесообразно применять их в большинстве случаев, особенно в оформлении интерьеров, где объекты расположены очень близко, и необходимо сделать их восприятие более легким». Братья Адам, отдав предпочтение греческому стилю, пытались усовершенствовать античные формы, считая, это необходимым. Такой смелый шаг не нашел понимания со стороны дизайнеров, воспитанных на идеях античного Рима и Ренессансной Италии.
|