


Мебель фирмы «Адельфи»Первые три года своей карьеры Адам провел в поиске основных черт неоклассицизма. Он начал свои работы в 1762 году без необходимого опыта в данной сфере, без наличия античных образцов, без каких-либо идей о том, какой должна быть мебель в античных формах. Все, чем он мог руководствоваться, это несколько рисунков Джеймса Стюарта. Уже к середине 1760-х годов проявился зрелый стиль мастера. На первых порах он начал экспериментировать с комбинацией античных орнаментов и сдержанных форм рококо, которыми характеризуется ранний стиль Адама (1765-1768). На этой ранней стадии гнутые ножки, архитектоника мебели и громоздкие зеркала украшаются сфинксами, грифонами, букраниями, вазами, акантом и другими классическими мотивами. Эти орнаменты традиционно расположены в четко определенных местах, в отличных группах или с определенным интервалом. Акцент делается на завершающих элементах: бараньей голове или фрагменте колонны, лапах, аканте, которые увеличены в размере и образуют горельеф и натуралистическую деталь. Результат – медленно движущееся стаккато отдельных частей, близкое нео-палладианскому маньеризму, которое также представлено в ранних интерьерах и экстерьерах Адама. Разумеется, что такие сочетания не могли быть названы ни античными, ни революционными. Только после его работы в стиле французского неоклассицизма в1764-5 годах Адам начинает приближаться к стилю неоклассицизм. То, что произошло после этого, существенно отличается от всего, что когда-либо встречалось в Англии. Мебель 1765-1768-х годов уже содержит задатки переходного стиля Адама, но ей еще не хватает утонченности, плавности и изысканной полировки. Полное отсутствие крайностей, общих формулировок и громоздкого декора – вот, что характерно для переходной фазы Адама. Он пробует, выбирает и постепенно совершенствуется. Различие между старым и новым принципом построения легко обнаружить уже при сравнении конструкции мебельных ножек. Для барочной мебели характерны непосредственные переходы корпуса комода, шкафа или царги кресла в гнутые ножки. Предмет мебели производит такое впечатление, словно он вырублен из единого массива. «В данном случае решение носит пластический, а не архитектонический характер», - утверждает историк мебели Кес. В изделиях классицистической мебели ножки трактуются иначе: снова подчеркивается функция опорных конструкций как несущих элементов; они выпрямляются и уподобляются небольшим, суживающимся книзу круглым или квадратным в сечении колонкам с капителью (небольшой куб в месте соединения с царгой), а часто и с каннелюрами. Подобно ножкам, в соответствии с принципом автономности, конструктивности, решаются и другие составные части предметов. Прямые ножки мгновенно становятся символом. Вначале они имеют тупые архитектурные очертания, которые придают предмету основательность и твердость. За короткий период с 1767 по 1768 год мастер экспериментируя со сложной формой балясиновидных ножек, преобразовывает их в лотос, украшенный многочисленными капителями и ножками в виде шара». Выполняя буфет для Остерли, нескольких столов для дома Лансдоу и для дома на Пикадилли, он вновь возвращается к более сдержанным очертаниям прямых ножек. Ящичная мебель этого периода имеет прямоугольные формы. Форма полукруга, используемая для столов, не применяется для комодов до 1770-го года. Декорировка все еще ограничивается нишами, фризами, лепками и другими элементами. Классицизм больше проявляется в строгости композиции, нежели в новых формах, которые разрабатываются для стульев и столов. Зеркала развиваются гораздо медленнее, но позднее преобразуются в самые прогрессивные образцы стиля Адама. Процесс их преобразования не начнется до 1767 года, когда появятся изысканные края и угловые орнаменты. Таким образом, внимание сосредотачивается на самой раме. В результате появляются зеркала с более правильными очертаниями и строгим видом. Интерпретация Адамом античности более зависит от орнамента, нежели от формы. Впоследствии он становится более раскованным и уверенным и вследствие этого его стиль развивается более стремительно и последовательно. К 1768 году уже складывается большая часть его декоративных приемов. "Ветрувианские" завитки, различные цветочные украшения из антемиев и гильошированные узоры являются основными повторяющимися орнаментами. В декоре наиболее популярными мотивами были гротески, фестоны, овальные розетки, фавны, купидоны, сфинксы, грифоны, бараньи головы, мифологические сюжеты, человеческие и животные маски, путти, медальоны, вазы, канделябры, треножники, цветочные гирлянды, антемий, листья аканта, розетки. Архитектурные элементы – фризы, карнизы, капители, пилястры и тому подобные – также используются для декора мебели. Кес считает ,что характерно английским можно считать мотив пальмовой ветви и карниз, обработанный каннелюрами. |
« Пред. | След. » |
---|
Неоклассицизм
Становление стиля |
Неоклассицизм |
Роберт и Джеймс Адам |
Адельфи |
Интерьер и декоративное искусство
Становление стиля "Адам" |
Лепные украшения |
Декоративное оформление |
Дизайн каминов |
Цветовая гамма |
Интерьеры Адама |
Сайон–хауз |
Кедлстон-холл |
Хэрвуд-хауз |
Салтрем-хауз |
Остерли-парк
Венецианские окна |
Дизайн столовой |
Дизайн гостинной |
Гобеленовая комната |
Парадная спальня |
Этнорусская комната |
Мебель братьев Адам
Мебель в неоклассицизме |
Мебель фирмы «Адельфи» |
Росписи на мебели |
Мягкая мебель |
Стенная мебель |
Стили мебели |