Мебель в неоклассицизме

История развития мебели тесно связана с эволюцией художественных стилей, вместе с тем стили мебели не всегда по названию совпадают с эпохами, принятыми в классическом искусствоведении. Очень часто они носят имя королей, мастеров. В одно и то же время сосуществуют разные стили; региональные различия часто более велики, чем стилистические.

Главные достижения мебельщиков связаны с XVIII веком, когда были созданы основные виды и формы мебели, возникли основные мебельные стили, творили крупнейшие мастера. Сменяющие друг друга стили английской мебели "великого столетия" удобнее и оправданнее связывать с именами ее истинных творцов: Чиппендейла, Адама, Хэмплуайта и Шератона.

В Англии мебель достигла своего расцвета благодаря мастеру Томасу Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели артистично сочеталась с легкостью линий и причудливым узором, вобравшим в себя черты готики, рококо и шинуазри. В Англии об этом времени говорят как о неоготике. Мебель английских мастеров второй половины XVIII века Томаса Шератона и Георга Хеплуайта украшалась декором классицистического характера, но удобные легкие формы близки Чиппендейлу.

Многое из достигнутого крупными мастерами классицизма Хэмплуайтом и Шератоном прочно вошло в арсенал форм английской мебели XIX века. Однако уже в поздних работах Шератона и на страницах издававшихся в первом десятилетии XIX века журналов, посвященных мебели, появляются первые признаки назревающей перемены вкусов: прямая ножка снова начинает вытесняться изогнутой. На смену классицизму приходит новый стиль – бидермейер, главные этапы развития которого в Англии приходятся на период регентства (1810-1820) и годы правления короля Георга IV (1810-1830). Французский ампир в Англии не привился, за исключением интерьеров отдельных дворцов и вилл английской знати.

В архитектуре конца XVIII века преобладающим стилем являлся классицизм, привнесший в мебель четкость линий, соблюдение классических пропорций, отказ от прихотливых изгибов. В Англии классицизм часто называют «стилем эпохи Регента» (в 1811-20 годах принц Георг Уэльский был регентом при отце Георге III). Декор очень умерен, в нем преобладают римские и греческие мотивы.

В поисках образцов для новых мебельных форм мастера зрелого классицизма обращаются к Древней Греции и Древнему Риму. В формах предметов теперь начинают господствовать ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор же сводится к самому необходимому. Здесь архитектоническое начало не столь выявлено, как, например, в ренессансной мебели, но нет уже и той слитости деталей в единую массу, какая была характерна для изделий рококо. В классицистической мебели вновь подчеркивается конструктивный принцип, причем теперь этой цели служит и декор, линии которого послушно повторяют очертания поверхности предмета.

В Англии законодателем классического вкуса был Роберт Адам, как мы видели выше много и успешно работавший в области интерьера. «Сборник с его проектами мебели и архитектурно-декоративного оформления внутреннего пространства помещений, изданный в 1776 году, сыграл значительную роль в деле популяризации «античного гротескного стиля» и вытеснения из английской мебели форм рококо, столь прочно ассоциирующихся с деятельностью Чиппендейла», - пишет Д. Кес. В основу проектов Адама легли оригинально интерпретированные классические формы. Много внимания в них уделено и античному орнаменту (декоративные мотивы римской архитектуры, гротески Помпей).

В стиле Адам и по его проектам работали многие крупные английские мебельные мастера, о чем мы писали более подробно ранее.

Свойственная классицистическим формам прямолинейность в проектах Адама носит более выраженный характер, чем у итальянских и французских архитекторов, под влиянием которых он находился. С творчеством Адама связано обогащение английских мебельных форм рядом новых элементов, переход на светлые породы дерева, в декоре – оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами.

 
« Пред.
Copyright 2024 AdamStile.