Эра адама. Стили мебели

Стиль, разработанный Адамом, применялся им в оформлении Дерби-хауза, Остерли, Хоум-хауза, Эпсли-хауза, Джордж Китс на улице Шарлот. Античные элементы прекрасно подчеркнуты красными, насыщенно-голубыми и зелеными оттенками в сочетании с золочением.

Карьера Роберта Адама, с конца 1770-х вплоть до 1792 года (год его смерти), свидетельствует о постепенном закате деятельности архитектора чему есть несколько объяснений. Когда он только начинал проектировать неоклассическую мебель, он был единственным мастером в этой области. К 1775 году у него появилось много талантливых соперников, таких как Джеймс Уайт, Томас Чиппендейл, Джон Линнел и другие. На эффективности деятельности Адама сказалась американская революция, повлиявшая на финансовую ситуацию, практически не оставившую шансов на выполнение превосходных, дорогостоящих произведений Роберта Адама. Проектами мебели архитектора пользовался Томас Чиппендейл, которому Адам доверял обставлять некоторые из своих неоклассических интерьеров. Но знаменитый краснодеревщик использовал и собственные проекты. «Сотрудничество Томаса Чиппендейла и Роберта Адама имело особенное значение в формировании так называемого стиля «Адам», - пишет доктор искусствоведения Стивен Париссен.

Время, когда творил Адам, можно назвать эрой интересных открытий в дизайне мебели. В оформление интерьеров все чаще вводилось стекло, которое использовалось не только в остеклении книжных шкафов, но и в создании огромных зеркал. Зеркала конца XVIII века перестали быть извилистыми и золочеными, как то было в период рококо. К 1770 годам они принимают грандиозные размеры, приобретая строго прямоугольные, окаймленные рамами архитектурных форм. Стекло для зеркал выбиралось из лучшего крауновского стекла, а рамы украшались золоченой бронзой и тонировались под красное дерево или лакировались. Лакированная обработка стала очень популярной к 1780 году.

К моменту возвращения Роберта Адама в Англию (1758) мастера мебели возрождают технику цветной лакировки. Любопытный факт георгианского интерьера, забытый в наши дни, связан с тем, что каждый предмет мебели снабжался чехлом, который снимался только во время торжественных событий. Для изготовления чехлов использовали хлопчатобумажные ткани, которые легко стираются и не занимают при хранении много места. По обеим сторонам Атлантики в быту использовали ткани для защиты столешниц, наиболее уязвимых мест стола, они явились прототипом современных скатертей. Стулья, диваны снабжали накидками для спинок. Эти накидки обычно ассоциируются с Викторианской эпохой, они предназначались для защиты тканой обивки от пудры для волос, и  особенно от жира, используемого для закрепления пудры на париках.

Другое правило, которому следовали при создании любого интерьера того периода, заключалось в расстановке мебели вдоль стен. Мебель переставлялась только по мере необходимости, и возвращалась в исходное положение к концу дня. Эта общепринятая расстановка начала меняться в последнем десятилетии XVIII века, что было связано с тем, что части спинок стульев и доски столов соответствовали узорам панелей стен, напротив которых должна была стоять мебель. Поэтому Роберт Адам проектировал мебель как неотъемлемую часть декоративного оформления интерьера.

Интерьеры георгианских стилей были плохо освещены и в ночное время, и в течение дня. Люди, жившие в ту эпоху, осознавали какой вред, наносит воздействие прямых солнечных лучей мебели и всеми способами старались уменьшить это воздействие в течение дня. Муслиновые занавески на окнах помогали защитить мебель от солнечных лучей. Ставни были закрыты и днем для предохранения мебели и тканей от выцветания и выгорания. Следует отметить, что даже в относительно скромных домах среднего класса содержали прислугу, в обязанности которой входило передвижение мебели от попадания солнечных лучей, закрывание ее и ковров специальными накидками. Отсутствие подобного ухода стало неизбежной причиной стремительного ухудшения состояния предметов мебели в XX веке.

Ночью комнаты выглядели еще более мрачно. Лишь немногие владельцы домов могли позволить себе золоченые канделябры, которые ассоциируются с георгианскими интерьерами. До 1780-х годов большинство домов освящалось исключительно свечами, но и этот вид освещения приходилось использовать экономно. Для дорогих восковых свечей, использовались серебряные подсвечники, отливка которых стала новшеством эпохи Адама и символом фешенебельного интерьера того времени. Братья Адам сами способствовали началу стилистической революции в дизайне серебряных подсвечников. Уходят в прошлое извилистые линии и рокайльный декор середины XVIII века. Его место занимают гладкие полированные поверхности серебра. Неоклассические мотивы, такие как гирлянда и ваза, прямые линии и элегантная простота основаны на приоритете гармоничных пропорций.

Разнообразные светильники обычно располагались на стенах. Подсвечники или канделябры, ставили на столы или консоли. Бра располагали напротив зеркал для создания эффекта бесконечного пространства.

Мебелью Адама обставлялись дворцы английской аристократии и особняки разбогатевшей торгово-промышленной буржуазии. «Четкость контуров, экономная профилировка деталей, прямые сужающиеся к низу ножки, выдержанная в низком рельефе резьба – таковы характерные особенности мебели, производившейся в мастерской Адама», - отмечает в книге "Стили мебели" Д. Кес.

 
След. »
Copyright 2017 AdamStile.