Как повысить прочность стяжки пола?
Для увеличения прочности пола в тело стяжки замуровывают металлическую сетку, позволяющую избежать появления трещин. Подробнее...
Подготовка пола перед укладкой ламината
Перед укладкой ламината стоит подготовить пол. Наилучшим вариантом будет устройство стяжки. Прежде всего нужно определить нулевой уровень — отправную точку для проведения последующих работ. Подробнее...
Песок в строительстве
Песок (песчаный грунт) — это сыпучий, природный материал, который образуется путем разрушения горных пород под воздействием окружающей среды. Подробнее...

Становление стиля "Адам"

Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. Однако позднее появляется тенденция к поверхностному, шаблонному подражанию античным образцам, уводящая от благородной простоты и строгости в сторону холодной рассудительности. В классицистическом интерьере снова возрождается – хотя и не в ярко выраженной форме – принцип архитектонического решения стен и потолков; строгие обрамления членят плоскости на ряд автономных частей, некоторые из которых несут на себе в качестве акцента резную розетку, рельефный медальон или виньетку. «Интерьер 1770-х годов носит подчеркнуто женственный характер; в нем доминируют нежные цвета, слегка принужденная элегантность и легкий привкус слащавости в декоративном убранстве», - утверждает Дьюпа Кес, венгерский историк мебели.

Убранство древнегреческого дома практически не дошло до нас. Определенное представление о греческой архитектуре постепенно формировалось в Европе с середины XVIII века благодаря таким изданиям как «Развалины Пальмиры» (1753) и «Развалины Баальбека» (1757) Роберта Вуда, «Древности Афин» Стюарта и Реветта (с 1762). "Творцы же интерьера были вынуждены основывать свое представление о классическом стиле лишь на случайных свидетельствах", - пишет Чарльз Мак-Коркодейл. Начиная со второй половины XVIII века, новым источником вдохновения стали раскопки Геркуланума и Помпей. Жилая, домашняя архитектура древности теперь виделась одновременно и через призму трактатов Альберти или Андреа Палладио, и непосредственно представала в своих подлинных фрагментах. Создавая жилую архитектуру Нового времени, Палладио переработал композицию древнеримских терм и храмов, но эта переработка не имела ничего общего с самими домами и дворцами древнего мира. Однако выработанные им принципы сохраняли свое влияние в проектировании интерьера – в Англии до самого наступления эпохи неоклассицизма. Английское палладианство уже оперировало в интерьере строгими архитектурными средствами – применяя колонны, фронтоны, апеллируя к классической норме, и поэтому ко времени появления первых интерьеров Роберта Адама английскую публику уже можно было назвать классически мыслящей. Адама признан одним из лучших декораторов всех времен и народов. Он создал совершенно особенный стиль, сложившийся из многих составляющих. Его можно было бы назвать романтическим с тем же успехом, что и неоклассическим, если бы не его необыкновенная строгость.

Наряду с античностью в Италии Адам изучал творчество Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо, Джованни да Удине, Доменикино и Альгарди. Однако его собственному творчеству недоставало стихийной мощи этих мастеров.

Заимствованные им из разных источников мотивы всегда оказывались уместны в создаваемом им интерьере. «Развалины Пальмиры» Вуда послужили ему образцом в оформлении потолка столовой в Остерли-парке. Фриз колонны Траяна дает о себе знать в декоре галереи в Крум-корте. Мозаика из Ости – в рисунке пола в Сайон-хаузе, а трофеи Августа послужили образцом для трофеев в прихожей Сайона.

В Остерли сохранился наиболее яркий (кроме Хьюм-хауза на площади Портмен-сквер) образец стиля, который сам Адам именовал «этрусским». В «Архитектурных творениях Роберта и Джеймса Адама» авторы стараются представить этот стиль как свое совершенно оригинальное изобретение: «…ни на вилле Адриана, где столько отдано внимания  изяществу и разнообразию декора, ни в одном уголке Геркуланума или Помпей нельзя найти помещений в том стиле, в каком работаем мы». Источником этого стиля. Как мы писали выше, послужила, скорее всего вазопись чернофигурного и краснофигурного стиля. Греческие вазы тогда считались этрусскими и служили приманкой для всякого коллекционера. Еще один интерьер в «этрусском» стиле – гардеробная леди Дерби в Дерби-хаузе на площади Гровнер-сквер в Лондоне (разрушен в 1862 году). Это сравнительно небольшое здание отличалось разнообразием помещений по форме и декору. Его так называемая Третья гостиная со сводом, прототипом для которой послужила лоджия виллы Мадама в Риме Рафаэля Санти (начата в 1516), в свою очередь предвосхитила некоторые архитектурные решения Джона Соуна.

В период художественного лидерства Адама (1759-1775) в Англии почти не строилось новых вилл и загородных домов. Зато его талант декоратора полностью проявился в модернизации оформления уже существующих интерьеров. В 1760-х годах он создал «готические» интерьеры в замке Эник-касл для герцога Нортамберлендского. Интерьеры собственного поместья Калин-касл в Эршире, построенного в виде средневекового замка, он выполнил в строгом классическом стиле (1775-1790). «К 1780-м годам чувство новизны его стиля уже несколько притупилось, и его стали критиковать как раз за те качества, которые Чеймберс, говоря о нем, называл «филигранной игрушенностью» - пишет историк Мак-Коркодейл. Этот этап подготовил почву для исканий Генри Холланда (1745-1806) и Джеймса Уайта (1746-1813), творчество которых пришлось на период перехода от неоклассицизма к раннему романтизму.

Внутренняя планировка зданий, построенных Адамом, отличается большой рациональностью и удобством. Комнаты расположены либо параллельными сообщающимися анфиладами, либо выходят в примыкающий к анфиладе коридор. Залы отличаются друг от друга не только размерами, но и формой. Наряду с прямоугольными часто встречаются овальные и круглые помещения. Вместо тяжеловесной лепнины палладианских интерьеров применяются легкие лепные стукковые, часто золоченые рельефы, которые эффектно выделяются на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения комнаты, или изящными виньетками украшают потолки. Вообще орнаменту Адам уделяет особое внимание. Широкое распространение получают также маленькие картинки-медальоны и рельефы на мифологические сюжеты, органично включенные в декоративное оформление.

Интерьеры Адама создают богатое и разнообразное впечатление. Вместе с тем Адам стремится достичь полной законченности и гармонии во всем ансамбле декорировки. Лепнина потолка и стен, росписи, рисунок ковров и мебели, даже посуды, - все подчиняется единому замыслу. «Впервые как вид украшения интерьера стала применяться керамика, ее стиль и цветовая гамма полностью соответствовали фешенебельным комнатам в стиле Адам». Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Адам решал внешний облик здания. Современники нашли в нем мастера, сумевшего воплотить их представления о комфорте и целесообразности, явившихся столь специфической чертой английской архитектуры.

Братья Адам были не только архитекторами, но и орнаментистами, по рисункам которых работали слесари, чеканщики, мебельщики и главное - штукатуры (преимущественно приезжие итальянцы). Своды, плафоны, стены покрывались рельефными растительными орнаментами и гротесками - белыми на голубом, бледно-оливковом, зеленом, сиреневом, розовом фонах. (Илл. 4). Стиль Адам здесь гармоничен со стилем произведений фабрики "Этрурия" Веджвуда. Камины делались из разноцветных мраморов. Резьба по дереву, широко применяемая прежде в отделке зданий, совсем исчезает. Особенно известен внутренним убранством в этом новом стиле замок Кедлстон. «Из других работ в усадьбах знати Роберта Адама важнейшие Уитхем в Сомерсетшире (проект 1776 года), Комптон в Уорикшире (проект работ в 1776 году) и одна из последних работ - Госсфорд-хауз в графстве Ист-Лотиан, в Шотландии». Наряду с работами в замках земельных магнатов, братья Адамы и их ученики брали подряды на оформление лондонских буржуазных особняков, квартир и других помещений, сдававшихся в аренду состоятельным частным лицам и различным учреждениям.

Все, за что Роберт Адам брался, он подстраивал под свой стиль. Тяжеловесные палладианские мотивы предыдущих сорока лет уходят в прошлое, заменяются более изящными. В тоже время недавняя мишура стиля рококо, (мода, заимствованная из Франции, которая привлекала многих модных клиентов в 1740-1750-х годах), была вытеснена из интерьеров и ее место заняли более простые и открытые архитектурные формы.

Французское новшество, освоенное Адамом в оформление интерьеров скромных загородных домов, заключалось во введении в планировку комнат разных форм и размеров. Адам дополняет оформление интерьеров ренессансными деталями, заимствованными у талантливых итальянских архитекторов XVI-XVII веков. Это был английский стиль, который сочетал в себе влияние итальянских, голландских и французских традиций.

Все архитектурные детали интерьеров Роберта Адама подчинены единому замыслу. Даже крупные предметы мебели были включены в общий ансамбль, они становятся неотъемлемой частью архитектурной планировки стены также, как двери и окна.

 
« Пред.
Copyright 2017 AdamStile.