Дизайн лестниц и каминов

Изменения произошли и в оформлении лестниц. «К 1750-м годам деревянные балюстрады изогнутой формы вышли из моды и их заменили китайские резные узоры, введенные в обращение Томасом Чиппендейлом, и затем более изящные чугунные балюстрады», - пишет Стивен Париссен.

Для изготовления балюстрадных конструкций использовался чугун, который позволял добиться грациозной легкой формы, что практически невозможно в конструкциях из дерева. Теперь дизайнеры могли связать тонкие столбики в типично греческие мотивы, такие как антемий и пальметта. Или вообще обходились без вертикальных столбиков, используя для поддержки перил балясины в форме лир и других популярных неоклассических мотивов. Лишь перила оставались единственным элементом балюстрады, сделанным из дерева, обычно из дуба или западно-индийского красного дерева.

В особняках чугунные балюстрады окрашивались в яркий синий цвет. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть природный цвет чугуна. Однако более вероятно, что такой яркий цвет использовался для создания выразительного контраста с другими цветами приглушенных оттенков в интерьере. Кроме того, ярко-синяя краска была очень дорогой и подчеркивала состоятельность владельца особняка. Чугунные украшения, как и многие другие элементы георгианского дома, позволяли хозяевам продемонстрировать публике свое благосостояние.

В начале XVIII века одним из основных оттенков синего цвета, применяемого для оформления чугунных украшений, была так называемая «смальта». Эта яркая и дорогая краска изготавливалась из синего (кобальтового) стекла, нанесенного на поверхность базового слоя свинцовых белил, и создающая сверкающий визуальный эффект. Свинцовая окраска защищала чугунные украшения от вредных воздействий. «К 1750-му году появляется более дешевая альтернатива - прусский синий (берлинская лазурь). Краситель замечательного синего цвета с таким поэтическим названием впервые появился в Германии в 1704 году. Берлинская лазурь – это сильный пигмент, изобретенный путем соединения раствора поташа и солей железа с добавлением бычьей крови. Он дал красивое синее окрашивание». В 1765 году масляная краска в сочетании с берлинской лазурью была применена оформлении ламп и оград Лондонского Мэншен-хауза. Использование берлинской лазури в оформлении чугунных лестниц таких известных особняков, как Остерли-хауз и Сомерсет-хауз, сделало эту краску чрезвычайно популярной. "К 1770 году чугунные детали, окрашенные в синий цвет, стали неотъемлемой деталью английских и американских особняков в стиле «Адам». Тем не менее, после появления берлинской лазури, для защиты и украшения чугунных работ в простых домах продолжали использовать более дешевые свинцовые серые краски, получаемые путем смешивания индиго и свинцовых белил.

Одним из важным элементов в интерьерах братьев Адам был камин. В холодном и дождливом климате Англии комната, в которой находился камин, становилась местом, где разворачивались все события, происходившие в доме. Расположение каминов в домах эпохи Адама оставалось таким же, как и в середине XVII века. До начала XVIII века камины оставались очень простыми и редко украшались. К 1755 году «печной камин», свободностоящая прямоугольная "корзинка", была популярна в домах среднего класса. Она оформлялась не только в палладианских формах, но и в стиле шинуазри и рококо. С развитием прогресса печные камины постепенно заменяются электрическими.

Большинство каминов 1770-х годов изготовлялись в двух литейных фирмах, партнером одной из которых, "Кэрон и кампани", был брат Роберта Адама Джон. Продукция этих мануфактур была популярна многие годы. Даже после изобретения более маленьких и эффективных каминов в начале XIX века, камины в стиле "Адам" продолжали пользоваться спросом. И сегодня они все еще остаются самыми продаваемыми в Англии отопителями.

Камины середины Георгианской эпохи являлись не только функциональными, но и стильными предметами комнатной мебели. Многие из них украшались богатым орнаментом из стали, латуни и из дорогого серебряного сплава серебра, меди, цинка и никеля, впервые привезенного в Англию и ее колонии из Китая Робертом Адамом. Этот сплав было легко отливать, он легко гравировался и не темнел.

К началу 1760-х годов в интерьерах стали использовать каминные решетки, нововведение 1740-х годов, созданное для того, чтобы объединить оформление интерьера и камина. Другие элементы каминов Роберта Адама также специально проектировались, чтобы гармонировать с каминной решеткой и отделкой комнат. Каминные приборы, щетки, щипцы, совки делались из того же материала, что и камин и каминная решетка.

Если камин не использовался по той или иной причине, на его место устанавливали декоративную каминную доску. В холодное время, когда в камине разводили огонь, мебель, находящуюся рядом с ним защищали от жара специальными плетенными каминными экранами.

Кухня была единственной комнатой в доме, где не требовался дополнительный источник тепла. Большая часть прислуги спала под кухонным столом, согреваясь теплом очага или остывающей печи. К 1750 году приготовление пищи больше не осуществлялось на открытом огне, в новых домах для этого использовали изысканные каминные решетки из ковкой стали. Но в большинстве обычных домов готовить продолжали на открытом огне вплоть до середины XX века.

Камины Адама были сравнительно простыми и строгими по форме. Цвет отделки и рациональное использование скромного неоклассического орнамента заменили пышность декорировки, свойственной стилям палладианства и рококо. Крупные горельефы были заменены барельефами с мелкомасштабными мотивами, получившими распространение благодаря Стюарту, Реветту и братьям Адам. Вазы, изящные гирлянды и фигуры из античной мифологии были особенно популярны. После 1760-х годов Роберт Адам вводит в камины в качестве опор для полок фигуры кариатид.

 
« Пред.   След. »
Copyright 2017 AdamStile.