Глоссарий

Антаблемент (фр. entablement, англ. entablature) – одна из трех главных частей ордера, его верхняя часть, представляющая собой архитектурный образ системы горизонтальных балок. В свою очередь делится по вертикали на три части: 1) нижняя – архитрав, 2) средняя – фриз, 3) верхняя – карниз.

Антемий (греч. anthemion – цветочек), – ленточный орнамент из пальметт, чередующихся с цветами или бутонами лотоса. Возник в искусстве Древней Греции (стены храма Эрехтейон в Афинах, V в. до н.э.).

Анфилада (фр. enfilade, от enfiler – нанизывать на нить) – ряд последовательно размещенных друг за другом помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает протяженную пространственную перспективу в интерьере дворца, особняка, общественного здания.

Апсида (от греч. hapsis – свод), абсида – полукруглый, прямоугольный или граненый в плане выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом; аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания – ниша, часто перекрытая конхой.

Арабеска ( от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. Этот орнамент применялся в архитектуре, декоративной живописи, рельефе, прикладном искусстве в виде причудливого сочетания растительных мотивов (листьев, цветов и т.п.), животных и вымышленных фигур, оружия и изредка людей.

Аркада (фр. arcade) ряд арок, опирающихся на столбы, колонны или пилоны. Аркады (нередко в два яруса или больше) часто образуют открытые галереи снаружи здания, во дворах или в обширных интерьерах.

Архитектоника (греч. architektonike – зодчество) – отражение конструкции предмета или постройки в их художественном образе; зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий, а также совокупность приемов такой передачи. Особенно характерна для архитектуры.

Балдахин (итал. baldacchino) – парадный церемониальный навес над троном, церковным алтарем, ложем монархов и знатных лиц, носимый также в процессиях над царственными особами и высшими духовными лицами.

Балюстрады (фр. balustrade) – ограждение лестниц, балконов, террас, края крыш высотой около метра, снабженное перилами, опирающимися на ряд балясин.

Балясина (фр. baluster) – вертикальная опора перил, балконов, террас, надкарнизных ограждений.

Букраний (греч. bukranion) – мотив, часто украшающий фриз античных храмов; является фронтальным изображением бычьих черепов, как правило, имеющих гирлянды на рогах и чередующихся с изображением жертвенных чаш или другой храмовой утвари.

Вэжвуд (Уэжвуд) (Wedgwood) – стиль керамического искусства, названный по фамилии английского художника керамиста и предпринимателя Джозайи Уэджвуда (1730-1795), основавшего в 1769г. поселок Этрурия с фаянсовой мануфактурой.

Венецианское окно  - широкое окно, проем которого поделен двумя колоннами или переплетом на три пролета; средний пролет шире двух боковых и увенчан полуциркульной аркой.

Виньетка ( фр. vignette – заставка, виньетка) – в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера), используемая в начале или в конце текста.

Грифон (фр. griffon, от греч. gryps – гриф), гриф – декоративный мотив, употребляющийся в классической архитектуре и прикладном искусстве; в архаическом искусстве Древней Греции: фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла. Два грифона, расположенные по обеим сторонам вазы или пальметты и т.п. лицом друг к другу, образуют традиционный мотив классического орнамента.

Жирандоль (фр. girandole) – нарядный фигурный подсвечник для нескольких свечей, рассчитанный на установку на столе, полке, тумбе.

Канделябр (лат. candelabrum, от candela – свеча) – большой подсвечник художественной работы для одной или нескольких свечей. Античные канделябры делались из дерева, алебастра, мрамора, имели вид треножников на металлических подставках в виде львиных лап или стволов с ветвями. Форма канделябров возродилась в XVI-XVIII веках, и основным материалом стал металл. Канделябры нередко дополнялись скульптурными фигурами.

Картуш ( фр. cartouche, от ит. сartoccio – свиток) – декоративно оформленное (в виде не до конца развернутого свитка, щита, венка или рокайля) поле, на котором помещается какой-либо символ ил знак (вензель, эмблема).

Кессоны (фр. caisson – ящик) – квадратные ил многоугольные углубления с профелированными стенками на внутренней поверхности арки ил свода, членящие ее. В глубине кессонов часто помещается розетка.

Палладианство (англ. Palladianism) – направление в английской архитектуре XVII-XVIII веков, развивавшее принципы зодчества, заложенные творчеством итальянского архитектора Андреа Палладио. В распространении идей Палладио большую роль сыграли его "Четыре книги об архитектуре" (1570), выработанные им типы городского дворца, церкви и особенно загородной виллы; естественность, компактность и завершенность композиции, строгая упорядоченность и вместе с тем упорядоченное применение классических архитектурных ордеров, сдержанность, простота и изящество декора, ясность и целесообразность планировки, органическая связь с окружающей средой сделали Палладианство популярным направлением в классической архитектуре.

Пальметта (фр. palmette), пальметка – орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного пучка пальмовых листьев; часто составной элемент более сложного живописного или скульптурного орнамента. Полоса орнамента (обычно горизонтальная) образуется повторением пальметт, либо чередованием их со стилизованными изображениями цветка или бутона лотоса.

Розетка (фр. rosette, от rose – роза) – декоративный мотив, с древности распространенный в орнаментальных композициях, в декоре архитектуры, мебели и т.д.: стилизованное изображение увиденного сверху крупного цветка (обычно розы).

Скальоло (итал. scaliolo от лат. scalpere – царапать, резать, высекать) - техника инкрустации, врезания штука – цветного в белый или одного цвета в другой. Получила распространение в оформлении интерьеров XIX столетия в стиле классицизма и неоклассицизма.

Хемплуайт (Hepplewhite) – стиль английской мебели XVIII века по имени краснодеревщика Джорджа Хемплуайта (ум. В 1786): отличался сочетанием прямых линий, навеянных традициями рококо и дальневосточными влияниями.

Чиппендейл (англ. Chippendale) – стиль мебели, возникший в Англии в середине XVIII века. Название получил по фамилии мастера, создавшего это тип мебели, Томаса Чиппендейла (1718-1779). Мебель в стиле Чиппендейл делалась из красного дерева, отличалась сочетанием удобства, рациональности форм, ясностью структуры с изяществом линий и прихотливостью узора (мотивы китайского искусства, готики и рококо).

Шератон (Sheraton) – стиль мебели XVIII века, по имени краснодеревщика Томаса Шератона (1751-1806): отличался изысканной простотой форм и узора маркетри в стиле классицизм.

 
Copyright 2017 AdamStile.